Поиск новых путей

 

(Из опыта работы по литературному краеведению учителя Могочинс­кой муниципальной общеобразовательной средней школы Вавиловой Люд­милы Григорьевны)

 

Казаки Забайкалья

 

Казачество не завершило своей исторической роли. Оно имеет все дан­ные к тому, чтобы возродиться в новой России.

Е. А. Букановский

 

Тема казачества - одна из значительных в Советской, да пожалуй, и вообще в русской литературе. Она отражена в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонто­ва, Л.Н.Толстого, а в советской литературе, помимо М.А.Шолохова, в творчестве забайкальских писателей: Г.Шелеста, И.Луговского, В.Балябина, К.Седых.

Эти писатели вышли из среды русского казачества - из Забайкалья. Поэто­му их творчество целиком и полностью посвящено казачеству, их жизни.

Г.Азовцев в своем докладе на П-ой Забайкальской краеведческой конфе­ренции сказал: «...ведь до К.Седых огромнейшая область-Забайкалье, судьба населения этого края, в частности приаргунского казачества, его своеобразной истории, социальные процессы в этой среде, революция, гражданская война со всеми местными особенностями и, наконец, богатство и красота природы этого края не находили своего отражения в русской литературе. Впервые и с огромной художественной силой это выполнено К.Седых».

Для читателей, как в нашей стране, так и далеко за ее пределами, «Даурия» явилась открытием целого мира, неведомой стороной жизни забайкальского казачества, его удивительно сложного и благородного характера. Рассказы о казачьей вольнице, смутные, глухие слухи о политических узниках, томящихся в острогах Зерентуя, Кадаи, Нерчинска, полные поэтической прелести песни и сказки Забайкалья - все это легло в основу романа «Даурия».

В центре романа - казачий поселок Мунгаловский. Уже с первых страниц мы входим в своеобразный быт казаков, в сложные социальные процессы, происходящие в казачьей среде, в мир прекрасной природы Забайкалья с его синеющими даурскими степями, с лиловыми от багульника сопками.

Седых разрушает реакционную легенду, созданную самодержавием об однородности казачьего сословия, показывая, что казачьи привилегии осто­яние верхушки, доля казака-бедняка - нищета, батрачество. Особенно ярко, убедительно социальные противоречия внутри казачества раскрываются на истории двух казачьих семей - Улыбиных и Чепаловых. Вокруг Улыбиных кон­центрируется беднота, вокруг Чепаловых - зажиточное казачество. Со страниц «Даурии» встает сама история.

Кто такие казаки? Как они появились в Забайкалье? Заглянем в глубину истории Государства Российского.

Казаками называли вольных людей, которые по складу своего характера или каким-либо чисто жизненным обстоятельствам не хотели или не могли жить в центральных районах государства и уходили на его окраины. Там они объединялись в братства, общины.

«Эти люди, - пишет известный русский историк Соловьев, - предпочитаю­щие новое старому, известное известному, составляют отважную, самую воин­ственную часть населения...» Казаки могли жить там, «где никто не смел селить­ся, не имея характера воина, готового всегда отражать, сторожить врага».

Казаки могут гордиться тем, что они первыми стали представлять в Забайка­лье великую интернациональную общность людей, с одинаковыми интересами и целями. Забайкальское казачье войско, образованное в 1851 году, состояло из части сибирских казаков, бурятских и эвенкийских воинских формирований.

Казаки делились на два разряда: служилые, состоявшие на жаловании, и вольные - охочие, гулящие люди, «приверстанные» временно, на период ка­ких-либо походов. Больных казаков было много. Они приискивали себе землю, занятие.

Забайкальское казачество ведет свою родословную от русских «служилых людей», появившихся за Байкалом в середине XVII века. Не сразу казаки вышли к Байкалу. Сначала были заложены остроги Олекминский (на Лене), Усть-Янск и на Охотском море. По рекам Олекме и Витиму казаки начинают проникать в Забайкалье. Помнит забайкальская земля сотника Петра Бекетова с его казака­ми, Пашкова.

 

Над степью бурятской бураны,

Знобящий, студенистый снег,

И житель здесь прозван гураном

Чалдонской земли навек!

Мы к этим границам России

Корнями навек приросли,

Не каждому в мире по силам

Быть жителем нашей земли...

 

Красиво и свободно жили казаки в Забайкалье. Как они честно и добле­стно защищали свою любимую, горькую, морозную и цветущую землю! Мы должны помнить, что казачьему роду нет переводу.

12 февраля 1997 года Указом Президента Российской Федерации был утвержден Устав Забайкальского войскового казачьего общества. Тем самым положено начало государственного служения забайкальских казаков после 77 лет забвения. Сегодня вновь перед казачеством открывается возможность ве­рой и правдой служить Отечеству.

Очень созвучно со временем стихотворение моей ученицы, участницы факультатива «С любовью к родному краю».

 

Песня казака

 

Песня над просторами Земли  

Не смолкает, а летит по свету.

Если бы ветра звучать могли,

Пело б часто людям песню эту.

Мы б узнали песню казака.

Что с былинных пел казак времен.

С песней этой по полям скакал,

Разудал и сказочно силен.

Мы б узнали, как он до зари

Своим потом землю поливал.

Бога он за все благодарил.

Просто жил и Землю защищал.

За народ, за веру, за отечество,

Защищая землю, гнал коней.

И не знал, что черное пророчество

Упадет на плечи сыновей.

Петли ставили на казачьи станицы,

Ветер, ты видел это, - пой!

Расскажи, как люди из столицы

Казаков вели всех на убой!

Всех, под корень, с крестами

Георгия, Атаманов, простых казаков –

Черно- красная страшная оргия

Извела работяг-мужиков.

Ветер пой! Слезы наземь роняя.

Смой следы от позорных оков.

Пробуди, мать-землица родная

К жизни славных своих казаков.

Дай им волю, и удаль дай ветер!

Пусть они с тобой снова поют.

Пусть они, как господние дети,

Вновь Россию спасают свою.

 

Наша станица Могочинская входит в III отдел Забайкальского казачьего войска, центром которого является город Нерчинск. Днем рождения Могочин­ской станицы является 12 ноября 1993 года.

Много сил и энергии приложил в дело становления Могочинской казачьей организации походный атаман И.В.Лапшин.

В декабре 1993 года делегация казаков Могочинской станицы участвует в работе войскового круга Забайкалья в Чите, на котором председателю Совета стариков Могочинской станицы А.К.Чебакову присваивается чин «Почетного есаула», и он вводится в Совет стариков З.К.В. Могочинская станица объединя­ет все села и поселки района. Число реестровых казаков в Могочинской станице с членами семей более 200, 60 из них - боеготовых.

Все свои мероприятия они начинают с войскового гимна Забайкальского Казачьего Войска «Батюшка - Забайкал».

Ой, ты, наш казачий Батюшка,

Наш родимый Забайкал!

Никогда пред силой вражеской

Ты папаху не снимал!

Ты вспоил рекой нас быстрою,

Дал нам крепость горных круч,

В-синеву Байкала чистую

Вшил лампасом солнца луч.

Спесь сбивали мы надменную

И с драконов, и с орлов.

Честь блюдем мы неразменную

Забайкальских казаков!

С праотцов святою верой

Живы мы, на зло врагам,

Так отмерь нам полной мерою

То, что любо казакам.

Мы храним Россию - матушку,

Помним имя мы свое!

Забайкал - наш славный батюшка,

Мы ручаемся за все!

Общаясь с Могочинскими казаками, думаешь: есть еще на Руси настоящие казаки! И они, действительно, реальная сила, которая сможет постоять за Роди­ну-Россию. И живет вера в то, что казачество было, есть и будет. Как говорит­ся, казачьему роду нет переводу.

В нашей Могочинской станице уже более 50 казачат (среди них есть и мои ученики). Вот где благодарная почва для духовного и нравственного воспита­ния будущих казаков с помощью уроков литературы, краеведения, факультати­ва. Тема казачества в забайкальской литературе меня заинтересовала, затрону­ла за живое...

Как поучительны казачьи заповеди.

- Люби Россию, ибо она твоя Мать и ничто в мире не заменит тебе Ее.

- Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.

-  Все, кто идет против отчизны твоей, - враги.

-  Мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоем знамени на путях к России.

-  Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право.

«Казаки, - писал П.Н. Краснов, - русские люди, но разница между казаком и русским лишь в том, что казак всегда активно боролся за русские интересы и старался сохранить свой быт в полной его неприкосновенности: от веры дедов и отцов, их песен и домашнего уклада жизни, обычаев, нравов, прически, оде­яния, походки - всего того, от чего так славно пахнет Святой Русью». Мы жи­вем в крае, богатом казачьими традициями. Совсем недавно Забайкальское Казачье Войско отметило свое 147-летие. Человеку, как дереву корни, нужна память о прошлом.

Может быть, толчком к изучению обычаев и традиций забайкальских каза­ков стал приезд в Могочу Харанорского ансамбля песни и пляски «Забайкаль­ские казаки». Посмотреть было на что: где вы еще увидите, как в старину при­нимали в казаки? И какие устраивали игрища и забавы, где каждый старался показать себя! Один выделывал такие чудеса с саблей, что она так и мелькала в его руках, другому не было равных во владении пикой, а третий откидывал такие коленца, что остальные сразу пускались в пляс...

Когда смотришь выступление ансамбля «Забайкальские казаки», которым руководит Н.Т.Наконечная, кажется, что попадаешь в мир героев известного ро­мана В.Балябина «Забайкальцы». И мы с вами не только зрители, но и жители станицы, где собрались казаки на свой праздник. А какой же праздник без задор­ного танца и веселой песни? Переплясы ограничено переплетались с обрядовы­ми песнями, сценками из казачьей жизни, создавая прямо на наших глазах инте­ресный, захватывающий спектакль. Кстати, во время гастролей ансамбль «За­байкальские казаки» пополнился двумя новыми участниками из числа могочинцев. Я «загорелась» идеей: провести что-то необыкновенно интересное о жизни, обрядах и традициях забайкальских казаков. Предложила своим ученикам, у которых веду краеведение. И они, к моей радости, согласились. И закипела работа. Стали читать романы К.Седых «Даурия» и В.Балябина «Забайкальцы». Ученики получили групповые задания. В полном смысле слова «отыскали» видеофильм «Даурия». Подружились с казаками Могочинской станицы, которые предложи­ли нам интересную литературу о казаках: «Казачья доля» Ю.Курца «Слово о забайкальских казаках»... Помогли литературой и работники центральной район­ной библиотеки. Они предложили журнал «Казаки России», где мы нашли инте­ресный материал о забайкальской казачьей свадьбе.

«Свадьба у казаков - очень сложный, красочный и выразительный ритуал, сопровождаемый многочисленными песнями, танцами, представлениями.

Забайкальская свадьба-это переплетение обычаев донских казаков и мес­тных жителей...»

Аналогичное описание казачьей свадьбы мы находим на страницах рома­нов «Даурия» и «Забайкальцы». Привлекли видеоматериалы программы «Иг­рай, гармонь!» на забайкальской земле (современная казачья свадьба), видео­материалы о казачьем круге в городах Чите и Нерчинске. Заинтересовались казачьей униформой. Почему такие названия одежды? Как они попали в лекси­ку забайкальского казака? Потрудились основательно.

В газете «Казачий вестник Забайкалья» автор статьи «Казачьи традиции» В.Апрелков пишет: «Любой уважающий себя народ свято бережет то, что дает ему право называться народом - веру, язык, территорию, обычаи и традиции. Исчезни, потеряйся что-нибудь одно, - и стираются зачастую признаки, отли­чающие один народ от другого. И главное все-таки тут не территория, занима­емая предками, а именно то, что можно назвать одним словом - культура, объединяющая в единое целое религиозные верования, диалекты языка, обы­чаи и традиции дедов, заложенные ими как строгие правила и нормы жизни, несоблюдение которых ставит под угрозу и саму жизнь».

Что делает человека казаком? Очень интересно ответил на страницах казачьей прессы сотник Забайкальского казачьего войска А.Высотин. «Наши предки говорили: «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нуж­но быть». То есть право рождения казаком не дает никаких преимуществ, толь­ко накладывает серьезные обязательства. Родившись казаком, ты еще можешь им и не стать. Казаком можно стать, только живя по совести, любя Отечество, гордясь славой предков, соблюдая казачьи обычаи, испытывая жгучую обиду за нынешнее унижение нашей России... Вся история России сделана казаками, не зря европейцы зовут нас казаками».

Самобытна и своеобразна казачья символика и казачьи знаки:

Лампас — цветная полоса тонкого сукна, шириной в три пальца (примерно 5 см), нашитая на внешний шов синих казачьих шаровар. Лампас введен в каза­чью форму во времена Екатерины II: для донцев и сибирцев - красного цвета, желтого - для астраханцев, амурцев, уссурийцев, забайкальцев. В основе лампаса лежит обычай первобытных степных кочевников покрывать несовершен­ный внешний шов дополнительной полосой цветной кожи, иногда украшен­ный каким-либо затейливым узором. У казаков же лампас в конечном итоге стал народной отличительной эмблемой, и они охотно носили шаровары с лампасом не только по долгу службы, но и в домашнем быту.

Башлык - кавказский и казачий покров на голову, шьется из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и длинными лопастя­ми в открытом углу. Башлык имел символическое значение. В зависимости от того, как он завязывался, можно было узнать возраст казака: завязан на груди - казак отслужил срочную службу; заброшен за спину - казак свободен, отдыха­ет; перекрещен на груди - следует по делу.

Шашка- символ полноты всех прав казака. Вручалась казаку стариками.

Серьги - серьга в левом ухе - единственный сын у матери; серьга в правом ухе - последний в роду, где больше нет наследников; две серьги - единственный ребенок у родителей.

Тумак - удлиненный верх казачьей папахи, падающий клином на бок, с вложенным в него стальным каркасом или каким-либо твердым предметом; защищал голову от ударов шашкой. В последнем случае мог служить в качестве кистеня. Отсюда выражение «надавать тумаков», побить шапкой.

Что такое казачья честь? Честь — это порог нравственности, через кото­рый казак сам не переступает и другим не позволяет. Утративший честь казак, как правило, погибал физически.

Что для казака самая большая ценность? Вера, Родина - Россия. Казачья честь.

Казак единожды присягает! Из боя выходит один - со славой! Честь у казака одна! - эти принципы деды передавали внукам вместе со своими испы­танными на чужой стали шашками с надписью на клинках: «За веру, волю. Родину!», «Без нужды не вынимай, без победы не вкладывай) — это одна традиционная надпись на казачьих шашках.

Казачья мать - царица! Мать у казаков почитать особо. Только на ней держалось все хозяйство и семья, пока казак в походе или на службе. Не случай­но 21 ноября, в день Введения в Храм Пресвятой Богородицы, казаки чествова­ли своих матерей, и обычай этот прочно вошел в их быт, по крайней мере, за три века до начала празднования 8 марта.

У войска сирот нет! Казачество перенимало лучшие традиции у народов, вливавшихся в его ряды - осетин, калмыков, бурят. У своих братьев, казаков-бурят, русские казаки в Забайкалье полностью переняли обычай в свои семьи сирот, воспитывать их как собственных детей.

Почему казаки говорят: «Слава тебе Господи, что мы - казаки!»? бог видит, бог все знает, ценит достоинство казаков, оберегает их род. Поэтому «казачь­ему роду нет переводу!». Так они благодарят и славят бога.  

Л.Н.Толстой говорил, что казаки создали Россию, а спасут ли они ее сейчас? Нет. Как создали Россию не одни казаки, а все народы, живущие в нее, так и казаки не спасут Россию, пока все россияне не будут ее спасать.

Какие черты являются типичными в характере казаков? Обостренное чувство справедливости, жертвенность, горячность и готовность к действию, иногда крайность.

Смею предложить коллегам примерный план урока — он рассчитан на два часа. Учителя Могочинского района побывали на этом уроке. Имеется ви­деозапись урока.

Цель урока: познакомить учащихся с традициями и обычаями забайкальс­кого казачества, его возрождением; продолжить работу над языком художе­ственных текстов, углублять навыки самостоятельной работы над текстом, со­вершенствовать аналитические способности учащихся, развивать речь, воспи­тывать уважение к традициям казаков.

Оборудование урока: книжная выставка «Мы казачьего рода» - районная библиотека; пресс-окно (казачьи газеты, журналы, подборка статей о казаче­стве); социально-культурный паспорт Могочинской станицы; заповеди каза­ков; грамзапись «Казачьи песни» в исполнении А.Розенбаума; видеофильм «Даурия»; видеозапись о казачьем круге в городах Чите и Нерчинске.

 

Структура урока

Вступительное слово учителя

 

Вы бывали когда-нибудь на казачьем круге? Пожалуй, нет.

Что ж, вас ожидает приятный сюрприз! Оглянитесь вокруг: казаки у нас есть, гости приглашены. Пора и круг начинать! Только будет он у нас не обыч­ный, а литературный. Сегодня у нас будет и урок, и концерт, и своеобразный казачий круг.

Мы с вами перенесемся в мир романтики, казачьей удали. Узнаем немало интересного о казачестве, об его истории, современной жизни, традициях.

(Звучит грамзапись «Казачья» в исполнении А.Розенбаума).

Стихотворение о казачестве (читает ученица).

 

Чу! Сила могучая встала.

И слышно сквозь шум камыша

По диким острогам Байкала,

Сквозь бурю и вой Иртыша,

Как движутся грозные тучи

В безмолвной тайге по снегам,

Минуя уральские кручи,

И к волжским идут берегам.

Где горы закрыли туманы,

Где злобно потоки ревут,

Встают удальцы - атаманы,

Станичников гордых зовут.

И батюшка Дон всколыхнулся,

Щетиною пики стоят,

Ермак Тимофеич прогнулся, -

Старинные песни гудят.

На запад туманный, кровавый

С востока степные полки

Идут безудержною лавой, -

За славой идут казаки!

 

Слово учителя

Ребята! Давайте совершим экскурсию в историю казачества.

1. Кто такие казаки? Как они появились в Забайкалье? (две ученицы расска­зывают).

2. Инсценировка (приход казака Бекетова).

3. Указ императрицы Екатерины II о казаках (наизусть читает ученица).

Слово учителя

В творчестве забайкальских писателей Балябина и Седых тема казачества нашла яркое отражение. И сейчас мы поработаем с художественными текста­ми этих писателей. Посмотрим описание забайкальской природы, традиции, обычаи забайкальского казачества и, действительно ли, казачьему роду нет пе­реводу.

I группа: К. Седых «Даурия».

1.  Творческий путь писателя (очень сжато).

2.  Работа с текстом (учащиеся зачитывают и анализируют).

-    описание Мунгаловского поселка;

-    описание казачьего быта;

-    описание природы;

-    вечерка в казачьем поселке (видеофильм);

-    пасха;

-    приезд свахи (видеофильм);

-    свадьба (зачитывают + видеофильм).

Давайте перенесемся к страницам романа В. Балябина «Забайкальцы». (Звучит казачья песня из программы «Играй, гармонь!» на забайкальской земле).

II группа: В. Балябин.

1. Творческий путь Балябина (небольшой материал).

2. Высказывания писателей, актеров о романе «Забайкальцы».

3. Описание зимы, весны в романе.

4.  Сбор казака.

5.  Праздник Успения.

6.  Работа над особенностями речи забайкальского казачества.

7.  Забайкальская свадьба у казаков (по роману + журнал «Казаки России»).

Да, традиции казачества живы (видеофильм о современной казачьей свадь­бе в Чите, январь 1997).

Действительно, казачьему роду нет переводу. Спасибо, ребята, за работу на уроке.

Обзор книг по теме: «Мы казачьего рода». (Выступление библиотекаря). Пресс - окно (выступление представителя от казачества).

Выступление гостей (атаман станицы Могочинской А.К. Чебаков, поход­ный атаман А.А. Горев).

Подарок гостям - ученица читает свое стихотворение «Казак».

Первая часть на казачью тему,

-  литературная викторина;

-  блиц-игра «Угадай мелодию»;

-  словесный аукцион:

-  словарь казака.

Наш интересный и необычный урок подходит к концу. И самое время немного... поиграть. Начнем нашу игровую программу по теме урока.

Как мы уже убедились, тема казачества широко отражена в русской литературе. Но многим произведениям созданы художественные фильмы. Да­вайте же их вспомним. Итак, проводим словесный аукцион. Правила его про­сты: вы поочередно говорите названия книг, фильмов о казачестве. Тот, кто скажет название последним - становится победителем. (Примерные ответы: «Тихий Дон», «Даурия», «Ермак». «Капитанская дочка»...).

Теперь давайте вспомним песни о казаках. Их. поверьте, немало и многие на слуху. Игра также проводится в форме аукциона...

Наш словесный аукцион продолжается. Теперь, давайте вспомним какие чины и звания существуют в казачьих войсках (атаман, урядник. есаул. сотник...).

И завершающей будет о блиц-викторина по теме казачества.

-  что означает слово есаул (перевод с тюркского - начальник):

-  во сколько лет казаки закапчивали службу ? (61 год):

-  что такое башлык (шапка на привязи);

-  есть такой казачий обычай: перед боем командир выстраивал казаков и. глядя на них, решал, кому какую решать задачу; идти в атаку, остаться в тылу и т.д. тут многое решала... серьга в ухе.

Молодцы, ребята! Вы продемонстрировали хорошие знания, и. надеюсь, что узнали немало интересного о казачестве.

Итог урока. (Звучит грамзапись «Казачьи песни»).

Hosted by uCoz