Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

   Помни: мира не узнаешь, не зная края своего.

 

В суровом краю мы живём, но богатом. Население в Могочинском районе сегодня составляет 37 тысяч человек. В1995 году Могоче исполнилось 45 лет. Статус города она получила в 1950 году.

Вот такое прекрасное стихотворение о своём городе написал журналист Забайкалья А.П. Русанов, работавший ранее редактором газеты «Могочинский рабочий»:

Далеко от Сочи до Могочи,

Долгота не та..., а широта-

Разница на глобусе - не очень,

Но зима, конечно, здесь не та.

Морем весь обласкан берег Сочи,

И зимой вся солнцем залита       

Сторожит тайга красу Могочи –

Здесь особой стати красота.

Милая, суровая, родная,

Даль вокруг, просторов широта…

Наши жители знают многих писателей, которые прославляли наш город.

Богата Могоча и талантами, в частности, писателями - и коренными могочинцами, и теми, кого наш край вдохновил на творчество. Один из них, старейший, Оскар Адольфович Хавкин.

Богатая событиями история Могочинского района и ещё более богатая природа не оставили его равнодушным. Его интересовало всё: люди района, его история, школа, народное хозяйство, леса...

О. А Хавкин сформировался как поэт, писатель и человек именно в Могоче, в действительно необычное время, полное наивно-простодушной романтики, молодого задора и безудержной удали, время, до предела насыщенное трагическими и суровыми событиями.

Личная судьба писателя складывалась таким образом, что она вбирала в себя наиболее характерные особенности нашего края, на­шего посёлка Могоча.

О. А Хавкин известен читателю не только нашей Могочи, но и всей России как автор повестей, рассказывающих о людях чистых и светлых, отдающих силы и умение своему народу и счастливых по­этому, известен как самобытный писатель, умеющий тонко подметить забайкальский колорит, услышать местную речь.

С Забайкальем для Оскара Хавкина связано начало широкой литературной работы. Именно здесь, по мнению забайкальского писа­теля Василия Никонова, на Могочинской земле Хавкин родился как писатель, продолжал совершенствоваться в Чите, достиг писатель­ской зрелости в Москве.

Толчком к большой прозе стали годы учительской и журналистской работы в Могоче.

В. Г. Никонов в своем выступлении к приезду О. А.  Хавкина в наш район говорил: «Почему я утверждаю, что литературная родина О. Хавкина Могоча? Хотя он родился в Стокгольме, жил на Украине, потом переехал вместе с семьёй в Москву? Потому что в Могочин­ской школе рождались его литературные замыслы; здесь он увидел первых героев будущей книги, осмыслил их, придумал сюжет, развил идею.

Оскару Хавкину крупно повезло. Он попал в удивительные края: в Сибирь, в Забайкалье. Он сразу влюбился в Могочу, в ребят, в сибирских «чалдонов» и «гуранов». И не только влюбился, сам стал таким, так оказать, перевоплотился, как художник и человек...

Ум и сердце переполнялись событиями, их было так много, что они не вмещались в нём, им нужно было найти выход, выплеснуться наружу. И тогда проснулись дремавшие ранее литературные способ­ности, началось развитие дарования. Это, разумеется, схема, но если облечь её. в плоть и кровь, то можно зримо проследить писательский путь Оскара Хавкина, сказать, что было именно так или подобным образом».     

С ребятами мы посетили те места нашего района, которые на­шли отражение в произведениях О. Хавкина. Это Чалдонка, Ключи, Давенда, Таптугары, Потрудились основательно в архиве г. Могоча, архиве районной газеты, выступили на краеведческой конференции. Цель: пропаганда творчества писателя, которого по праву называют «певцом земли Могочинской».

Я считаю, что данный литературно - краеведческий поход имел большое воспитательное значение, практически ценен. Я всегда в та­ких походах открываю какие-то новые стороны своих учеников.

Главной целью было получение новых биографических сведе­ний, сбор и запись воспоминаний о писателе, поиск документов, писем, фотографий, И ребята прекрасно с этим справились.

Итог похода – оформление альбома из редчайших краеведческих материалов.

 

«ПИСАТЕЛЬ, РОЖДЁННЫЙ В МОГОЧЕ»

А у нас в Забайкалье

                              сопки малиновые!

Вы небось и не знаете,

                              что такое багул?
              Вы напрасно стараетесь
.                                           жизнь мне сделать малиною,

Всё равно я однажды 

                              в Забайкалье сбегу!          

 

Забайкалье. Так издавна называют в народе наш край за его соседство с Байкалом. Жизнь многих поколений забайкальцев проходит под одухотворенным воздействием красоты и силы этого уникально­го творения природы! А сколько прекрасных людей взрастила эта земля! Сколько людей не просто любуются красотой диковинных мест Забайкалья, а воспевают их в своих произведениях. И пусть не все они родились и выросли в этом суровом краю, но, однажды побы­вав здесь, уже не желали расставаться с Забайкальем.

Оскар Хавкин родился в 1912 году в Стокгольме, в семье ста­рых большевиков, политических эмигрантов из России.

Февральская революция вернула Оскара и его семью в Россию.

Юность писателя прошла в Москве. Для Оскара Хавкина нача­лись годы учёбы, сначала в Первой школе ВЦИК, в Московской опытно-показательной школе-коммуне им. Лепешинского, в 7-ой опытной школе, затем в 1932 - 1934 годах на редакторском факультете им. Свердлова.

Очень интересный материал мы нашли на страницах газеты «Забайкальский рабочий» в статье О. Хавкина «Дважды земляк! Здравствуйте!» (встречи с А. А. Фадеевым).

«С осени 1931-го и по лето 1934-го вся моя жизнь, мои думы, интересы, чаяния, почти всё моё время с раннего утра и до позднего вечера (а порою захватывались и ночи) - были связаны с замечатель­ным коллективом машиностроительного завода № 3 им. М.И. Кали­нина в Замоскворечье. Чаще других посещал завод Александр Фадеев. Фадеев, смело скажу, был своим человеком в коллективе...

В те годы, конца 20-х - начала 30-х, многие видные деятели партии - литераторы, учёные состояли на учёте в низовых парторганизациях - на крупных предприятиях, как говорится, были ближе к жизни. Вот и Фадеев тоже был в ту пору в составе нашей парторгани­зации и даже избирался членом её бюро. Он жил жизнью завода...».

Так на заводе состоялось знакомство О. Хавкина с А Фадее­вым. Фадеев консультировал заводских поэтов, встречался с читате­лями «Разгрома», проводил беседы на тему: «Как я стал писателем».

В1934- 1936годах О. Хавкин учился на географическом факультете Московского педагогического института им. Ленина, окон­чив который, Оскар Хавкин получил диплом учителя средней школы.

Хавкину посчастливилось учиться в школе, где были собраны лучшие педагоги того времени. «Глубокие университетские знания, - вспоминает писатель, - истинная интеллигентность, стремление воз­будить исследовательский интерес к предмету, привить навык самостоятельной и серьёзной работы, - вот что отличало этих талантливых педагогов, позднее широко проявивших себя в среде науки, искусства и литературы».

К школьным годам относятся и первые пробы пера, и первые напечатанные стихотворения. В ту пору Хавкин увлекался поэзией Блока, Гумилева, Ходасевича, писал романтические стихи о бриган­тинах, мушкетёрах. Но, с другой стороны, притягивала к себе грандиозность плана первой пятилетки, хотелось написать об этом.

Друг семьи Хавкиных, редактор журнала «За грамоту» Людми­ла Николаевна Сталь подметила в Оскаре это «смятение чувств» и помогла рождению его первых стихов о деревне того времени, стихов ещё робких и наивных, но искренних. Затем появились первые очерки в журналах «Вожак», «Пионер» - и снова стихи, уже наполненные ды­ханием времени.

После окончания пединститута Хавкин два года преподавал географию в военном училище и продолжал сотрудничать в москов­ской прессе.

И снова встреча с А. Фадеевым. Вот как описывает ее О. Хавкин: «шёл сентябрь тридцать восьмого, Фадеев был в летнем костю­ме, в косоворотке, такой же подтянутый, с военной осанкой и так же прост и дружелюбен. Он перебил самого себя: «Ладно, об этом скоро книжечка выйдет. А чем вы занимаетесь?» Я ответил. И тут же дру­гой вопрос: «А бываете ли на заводе?». Я несколько рассеянно сказал, что не очень часто, да и вот, собираюсь из Москвы учительствовать, только не знаю — куда. Предлагают Миасс, Ишимбаево и Забайкалье. Он пристально взглянул на меня светлыми проницательными глазами: «вот, что - сказал Фадеев, - послушайте меня: езжайте на Дальний Восток, не ошибётесь!». Я последовал совету А.А., и никогда не со­жалел об этом».

В 1938 году Хавкин уехал в Забайкалье. Пятнадцать лет прожил безвыездно в Забайкалье; с 1938 по 1953 год.

Почему именно в Могочу?

Сибирь ему представлялась загадочным и мифическим краем. Получив профессию учителя географии, мечтая много путешество­вать, Хавкин и остановился на Могоче. И конечно, интересным был совет А.А. Фадеева; ехать на Дальний Восток. И он приехал в места, о которых раньше не имел никакого представления. О. Хавкин стал работать в таёжном посёлке Могоча, в дальнем углу Забайкалья, на гра­нице с Амурской областью. Недаром местные жители, смеясь, сложи­ли поговорку: «Бог создал Сочи, а чёрт Могочи». Могоча, по словам самого О. Хавкина, стала той отправной точкой, где он сложился как писатель, стал писателем. Вначале был учителем географии и истории Могочинской средней школы № 32, редактором районной газеты в г. Могоча, затем переехал в Читу, где стал главным редактором Читин­ского издательства и редактором альманаха «Забайкалье».

В нашем поселке Могоча, упрятанном среди таежных сопок, Хавкин увидел необыкновенную по красоте природу, встречался с интересными людьми, с которыми была связана вся его будущая творческая работа. Тяга к литературе становится для него сильнее учительской профессии. Нельзя сказать, что работа в школе для О. Хавкина была только эпизодом в его биографии. Какие тёплые слова он говорит о своих Могочинских коллегах - учителях: «А учителя в нашей школе были почти все личности незаурядные. Во-первых, в большинстве это были люди основательно знающие свое дело, с хо­рошим багажом, с профессиональной подготовкой и опытом. Во-вторых, а может, во-первых, они были преданы школе и любили де­тей.   Что же единило нас всех? Таких разных? Сознание своего учительского долга. Ясное понимание стратегической задачи школы воспитывать у детей высокое гражданское чувство - учиться жить и работать для народа. Первые плоды этого воспитания в духе граж­данственности мы получили уже в школе. Отсюда и журнал «Друж­ба», в выпуске которого участвовали и учителя и учащиеся, а стал он любимым детищем всего коллектива…

В школьный журнал «Дружба» стали поступать стихи, рассказы, очерки, заметки со всех концов района. Старый горный мастер С.В. Зыков, пятеро детей которого учились в Могочинской школе, публи­ковал свои стихи на страницах нашего журнала. Уместно сказать, что один из членов редколлегии школьного журнала, спустя много лет, стал редактором «Могочинского рабочего». Я говорю о Мише Никонове...».

Хавкин любил детей и большинство его произведений написаны о детях и для детей.

В статье «Труды и дни глухого угла» на страницах «Могочин­ского рабочего» мы можем прочитать следующее: «Я вот что хочу подчеркнуть. Приехав в Могочу за три года до войны, оглянувшись и освоившись, я всем своим существом ощутил, что меня окружают умные и деятельные люди, что уровень жизни, в смысле духовности, ничуть не уступает жизни столицы, что культурные запросы здесь да­же выше, потому что удовлетворить их труднее, что здесь интересно жить и работать.

И, спустя десятилетия, положа руку на сердце, могу признаться: у меня не было за все годы, проведённые в Могоче (я могу сказать то же самое про все забайкальские годы!), - у меня не было ни одного бессодержательного, пустого и скучного дня!».

И как бы продолжение данной мысли в следующем высказыва­нии: «Я приехал в Могочу незадолго перед войной, - вспоминает пи­сатель - и мою душу буквально перевернуло то, что сверстники Тони Кузнецовой (это одна из лучших учениц С. А Хавкина, сейчас по мужу Короткова) уходили на фронт. Меня это потрясло: идёт унич­тожение тех, кого ты воспитывал, конечно же, не для войны. И когда я узнавал, что мы недосчитываемся одного, другого, третьего, - это было равносильно тому, когда теряешь собственных детей. Вот с этим чувством я и сел писать первую книгу. Могу сказать искренне, что я её писал «кровью сердца».

Первая повесть «Всегда вместе» - повесть о дружном школь­ном коллективе, о его связи с большим миром, с большими делами и заботами страны.

Именно наш посёлок, жизнь в Могоче, наблюдения за людьми, живущими здесь, дали материал для его первой книги. Это первая большая работа писателя, вызвавшая одобрение читателей и ставшая его визитной карточкой. Первоначально повесть была напечатана в альманахе «Забайкалье», затем издана в Детгизе, переиздана в разных издательствах и на разных языках.

Эта повесть посвящена памяти комсомольцев Могочинской средней школы, погибших на фронтах Отечественной войны. Произ­ведение ведёт нас в большой чудесный мир своеобразного школьного коллектива, в мир глубокой, чистой школьной дружбы. Тысячами ни­тей связан школьный коллектив со всей окружающей его средой, с интересами трудящихся рудника, с делом разведки богатейших недр забайкальской земли. О. Хавкин показал, как в результате творческо­го труда советских педагогов растут не только ученики, но и учителя, развивается весь школьный коллектив, показанный в его работе, в движении. К концу повести мы встречаем уже не тех людей, с кото­рыми познакомились на первых страницах книги. Мы видим её героев обогащенными опытом прошедшего учебного года, проделанной ра­ботой. Несомненно, романтика трудных исканий, приключения таёж­ной жизни, овладение тайнами природы увлекают ребят.

Вот какую оценку этой повести дал забайкальский писатель В. Г. Никонов, выступая в редакции газеты «Могочинский рабочий» к при­езду О. Хавкина в наш город: «Не ошибусь, если скажу, что у первой повести «Всегда вместе» самый густой замес, самые высокие, самые непосредственные мысли, удачно облечённые в художественную форму. Здесь, как ни в какой другой книге Оскара Хавкина, произош­ло слияние формы и содержания. Вдумайтесь в идею повести. Обык­новенные сибирские ребята учатся в средней школе. Живут, как все школьники, со своими радостями и горестями: получают «колы» и пятёрки, любят и ненавидят, дружат и враждуют».

Жизнь писателя в Могоче дала материал для второй повести «Моя Чалдонка», над которой он работал пять лет. Чалдонкой назы­вается прииск, расположенный на реке Урюм в Могочинском районе. Вот как он описывается в повести: «Прииск  Чалдонка напоминает большие разведённые ножницы. Лезвие ножниц - Партизанская и Приисковая, ручки - дорога на разъезд и Тунгирский тракт. Тракт - старинный путь русских казаков - первопроходцев».

В этом таёжном приисковом поселке живут герои повести. Ка­залось бы, что там Чалдонка? Горсть домов. Но, и Чалдонкой сильна Россия!

Осень тяжёлого 1941 года. Война бушует где-то далеко, за ты­сячи километров, она сказывается на жизни взрослых и детей Чалдонки. Герои «Моей Чалдонки» - пятнадцатилетки. Совсем ещё дети, но рано созревшие к труду и лишениям.

В своей повести Хавкин показывает, как тревога за судьбу Ро­дины, утраты, тяжёлый труд формируют, закаляют характер бывших сорванцов. И вместе с тем они по-прежнему ещё дети

Но вот начинается война. Ребята рвутся на фронт. Рвутся не потому, что начитались романов на военную тему. Они едут, причём сознательно, защищать Родину, Москву, Могочу, народ и родных, семью и любимых. Это благородно, возвышено и, в тоже время, по-человечески просто. Такими их воспитал учитель Оскар Адольфович, такими он создал их в первой своей удивительно благородной и кра­сивой книге. Они нисколько не утратили тяги к игре, они дружат и ссорятся так, как, вероятно, все дети на всей земле, во все времена. Дети помогали фронту тёплыми вещами. «Это ведь реальная помощь, - говорит писатель, - одели целую дивизию (по моим подсчётам) тё­плыми вещами. И сделали это школьники Могочинского района». Но, кроме сбора тёплых вещей, ребята успевали учиться, помогали мате­рям и на работе, и дома.

В этой повести О. Хавкин показывает старожилов Чалдонки во всей сложности и неоднозначности их биографий и характеров. В статье О. Хавкина «Труды и дни глухого угла», опубликованной на страницах газеты «Могочинский рабочий» мы можем прочитать о том времени следующее: «Я вспоминаю свой режим тех дней: уроки в школе, в две смены, директорство в вечерней школе для взрослых, выпуск с ребятами журнала, драматический кружок, лекции, участие в газете, а позже и редактирование «Могочинского рабочего»... Спе­шили, где-то не успевали, не всё удавалось, но убеждён - не в каждом большом городе жили так интенсивно, полно, так увлекательно...».

Взрослые и дети в повести «Моя Чалдонка» объединены еди­ным чувством любви к Родине. Главная идея повести заложена в уста дяди Яши, одного из героев повести: «А и Чалдонкою сильна Рос­сия!»

А какое великолепное описание нашей забайкальской природы со всем её ароматом и свежестью!

Читая книги О. Хавкина, мы чувствуем особый дар писателя - искренне, открыто разговаривать с детьми о самом нужном и важном в природе и обществе. В книгах для детей выражена бережная и тре­петная любовь писатели к природе, его стремление понять её тайны, воспеть её красоту, утвердить мысль об архаическом единстве чело­века и природы. Природа у О. Хавкина активная, одухотворённая. Свидетельством этому несколько отрывков из повести «Моя Чалдонка».

«Холодно и ярко светило осеннее солнце. Словно охотничьи костры, горели багряно-жёлтые сопки. С южных хребтов набегал ве­терок, шелестя листьями деревьев: пожелтевшими листьями берёз и ещё зелеными - тополей. Кое-где оборванные ветром листочки скакали по сухой земле бойкими воробьиными стаями, шуршали, шеле­стели, перешёптывались. Хорошо им - никаких забот, никаких обя­занностей»

«Опустела школьная ограда. Спокойно высились лиственницы, потихоньку роняя на землю длинную пожелтевшую хвою. Гроздьями, как виноград, висели на березах пожелтевшие листья. Горели костра­ми сопки. Сверкало синее небо, пронизанное лучами. Было 1-ое, сен­тября 1941 года»

«Первый снег не удержался на сопках, и они сверкали под солнцем оранжевыми, жёлтыми, багряными красками. Эту огненную пестроту осенних красок кое-где смягчали зеленые пятна сосен».

«Здесь, на вершине, - серо-ржавые скалистые россыпи; среди них высоченные сосны; белыми гнёздами держится снег на могучих сосновых лапах, и кажется, - взовьются сейчас в тёплую синь стаи неведомых птиц...».

«Тихий солнечный день морозно застыл над Чалдонкой. Неподвижно стояли круглоспинные ряды сопок, одетые в гладкие снежные сорочки...».

«Разве забыть, как ходили поздней осенью по ягоды! Тьма-тьмущая голубики, словно синий стеклянный ковёр разостлала осень по широкой пади, и кое-где стёжками первый снег. Голубика, обмя­тая морозом, серёжками свисает с тоненьких стебельков и необыкно­венно сладка… И ещё глядела зима бело-серыми глазами шуги - плы­вут льдинки, плывут медленными, ещё редкими, ещё малыми остров­ками по захолодевшей тусклой воде, а вдоль бережков — хрупкие, ломкие ледяные узоры...».

Книги написаны ярким, сочным языком. И авторская речь и речь героев свидетельство этому. Следовательно, проделана писате­лем кропотливая, трудная и вместе с тем увлекательная работа над словом, в отборе языкового материала.

О. Хавкин использует богатейшие изобразительные средства русского языка, чтобы рассказать о своих героях. И, конечно, высту­пает как знаток забайкальской речи. Об этом свидетельствуют приве­денные ниже цитаты из повестей «Моя Чалдонка»., «Всегда вместе».

*    *   *  

-      Не спится тебе, девка! В этакую рань расшаталась. Куда это?

-         На подсобное, к Сухоребрию.

-         Чего тебе приспичило?

*   *   *

-    А ты не горюй, заходь-ко!

*   *  *

-    А школа пусть учит да воспитывает. Это ихнее дело, учителей.

 

*   *   *

-    Иди, иди

-    А я недоумеваю, кто это тут шебаршится. Чуть не пальнул!

*   *   *

-    Теперь пусть мороз градусы набавляет – ништо вам!

*   *   *

-    Мы с мамой четыре пары варежек навязали, ладненькие получились!

*                                                                  

*   *   *

-    Зря ты вздыбилась, Прасковья Тихоновна.

*   *   *

-    Есть небось хочешь?

*   *   *

-    Эх, Димка, здорово же тебя расшибло! Глаз-то ничего? Прямо об
рукоять лебёдки шмякнуло.

*   *   *

-    Близнецы обмолачивали орехи на самодельных станках, а но­чью в прочно сколоченном срубе прислушивались к посвисту ветра, к шуму кедрача и жались к отцу.

-    Ой, медведь по орехи пришёл!

*   *   *

-    Чаю не попьешь - голова турсук турсуком...

-    Ох, Галка, Галка, любим же мы с тобой поисть и в своем дому, и
в чужом дому. А чай-то густой, терпкий, аж в нос шибает, - пей допьяна!

А какие запоминающиеся портретные характеристики героев у О. А Хавкина. Возьмём повесть «Моя Чалдонка».

«Вошёл человек невысокого роста широкий, грузный, сразу за­нявший много места в небольшой комнате. Эту обширность вошед­шему придавали и тяжёлая походка, и красное квадратное лицо, и мешковато сидящий потрепанный костюм, и плотное кольцо серо-седых волос вокруг лысины.

Это был учитель биологии и рисования Ларион Андреевич Кайдалов».

Или вот портрет Сени:

«Он был высок, худощав, гибок. Несмотря на морозный утрен­ник, рубашка на нём была расстёгнута, а новую стального цвета тело­грейку он перекинул через плечо, небрежно придерживая её пальцами за вешалку. Светлые длинные волосы, не прикрытые кепкой, были мокры и местами прихвачены инеем».

И если в первой повести ещё много риторики, любовных рас­суждений, то в повести «Моя Чалдонка» уже нет слова, которое зву­чало бы фальшиво, чувства, которое казалось бы натянутым. И ве­ришь всему, и любишь, и негодуешь, и раздумываешь вместе с ге­роями.

Вот как об этих книгах говорил Федор Тихонович Цветков, ди­ректор Ключевской средней школы №27 Могочинского района во время встречи с О. Хавкиным на ключевской земле: «С Оскаром Адольфовичем Хавкиным одновременно началась наша трудовая деятельность. Я начинал работать учителем начальных классов в Ита­ке, а Оскар Адольфович - в Могочинской средней школе. Он препо­давал географию и историю. Мы встречались на учительских конфе­ренциях. Помню до сих пор, хотя прошло 34 года выступления стройного, молодого учителя О.А. Хавкина. Мне очень приятно, что он касается в своих произведениях школьной темы. Нужно отметить, что писатели не балуют нас, работников народного образования, сво­им вниманием. А вот Оскар Адольфович - это приятное исключение. Его первая книга «Всегда вместе» написана на материале Могочин­ской средней школы. Но деятельность происходит на нашем руднике «Ключи». Многих героев повести я хорошо знаю, с ними у нас большая дружба. Это, в частности, И.В. Сухарев. Прототипом для деда Захара явился житель рудника Ключи - Никита Игнатьевич Назимок.

(Судьба О.А. Хавкина неразрывно связана с судьбой Назимок. Отец Ивана Никитовича в 1938 году на лошади привёз молодого учи­теля Хавкина из Могочи в рудник Ключи. О. Хавкин длительное вре­мя проживал в этой семье и стал в ней родным).

«Моя Чалдонка» также написана на школьном материале. Писатель хорошо описал жизнь маленького посёлка, школы во время войны. Наши ребята, читающая публика, жаждут иметь книги именно забайкальских писателей. Нам этих книг не хватает. В частности, «Всегда вместе» стала библиографической редкостью. Хочется, что­бы мы, наша молодёжь могли читать забайкальских и Могочинских писателей».

А вот какую замечательную оценку даёт наша землячка А.З. Кузнецова: «Писателей - современников много. Среди них Оскар Адольфович, рождение которого как писателя – Могоча. Книги ваши - прелесть: отрада душе. Легко читается «Моя Чалдонка», от «Нилки» не оторвёшься. По вашим книгам люди нашей страны знакомятся с солнечным Забайкальем ».

                                                                    («Могочинский рабочий» 20.07.1972)

На этой встрече выступил друг О.А Хавкина, читинский писа­тель В. Г. Никонов:

«Мы только что вернулись из поездки по Чикою. Там О.А Хавкин встречался с героями своей книги «Нилка». Интересно было при­сутствовать на этой волнующей встрече, когда выступал писатель и герои. В Чикое его называют своим, чикойским. Мы приехали к Вам, говорят, прибыл Могочинский писатель. Бывая в Агинске, его назы­вают агинским. Значит писатель сумел затронуть души могочинцев, чикойцев, агинцев.

Путешествия всегда приносят радость встреч с будущими ге­роями, читателями. Они вдохновляют нас на новые книги...».

Интересным было выступление бывшей ученицы 30-х О.А Хав­кина Н.М. Левиной: «Мне посчастливилось учиться у Оскара Адоль­фовича всего год, я была выпускницей 10-го классаю. Его прекрасные черты - задушевность, простота, сердечность, благородство остались в сердцах всех учащихся тех лет. При встрече с одноклассниками, мы всегда вспоминаем замечательные черты родного учителя. Он всегда находился среди нас, учащихся. Наш учитель писал маленькие пьески на школьные темы, героями которых были учащиеся. Многие из вы­пускников унаследовали лучшие черты нашего Оскара Адольфовича. Например, Нина Соболева стала преподавателем истории...».

Сам О. А Хавкин на вопрос, как рождается книга, ответил: «Книга рождается часто неожиданно для самого себя. Ведь и «Всегда вместе» и «Моя Чалдонка» не были мною запланированы Они выросли просто из моей работы в школе, из общения с детьми, из по­вседневной жизни, уроков, интерната, разговоров. Вот тогда и появи­лось стремление, которое победить невозможно, желание рассказать о людях, которые стали родными и близкими. Вот так примерно ро­ждаются книги. Писатель как бы совершает исповедь. Он призывает, чтобы человек шёл прямым, честным путём, чтобы не было перед обществом ни вины, ни беды. Книги нередко рождаются как часть собственной жизни. Я очень благодарен за ваш теплый забайкальский приём».

И мысль о писателе, рожденном в Могоче, продолжил забайкальский писатель –В. Г Никонов:

«…А первая книга - это ещё не писатель. Бывает и вторая и третья. Она, скорей всего заявка на будущее. Оскар Хавкин понимал это- писатель, как аккумулятор - сначала зарядится, потом разрядит­ся. Чтобы написать следующую книжку «разряженному» автору, нужны новые события, наблюдения, впечатления, размышления. Вот почему Оскар Хавкин стремился как можно больше ездить по облас­ти, смотреть, наблюдать, спрашивать.

…Для новых книг нужны новые поездки, работа в архивах, словом, новые заготовки - «кирпичи» и яблоки». Без них невозможен большой литературный дом. Писатель - человек общественный, он не может на всю жизнь замкнуться в комнате, пописывать, сидя в крес­ле. Башня из слоновой кости не для О. Хавкина Он всегда в гуще со­бытий, его волнует и сегодняшний день и завтрашний. И то, что бу­дет через пятьдесят и сто лет».

Да, все эти повести, хотя каждая из них о своём, объединяет взволнованность автора, его крайняя заинтересованность в людях. Поэтому и герои его постоянно держат ответ перец собой, перед ка­ждым из людей, с которыми их сталкивает жизнь. Поэтому и судьбы их так сложны, ведь путь к счастью   - это нелёгкая борьба с кривдой, равнодушием, бесчестьем. А поскольку Хавкин –  художник предель­но точен в образе, колорите, языке, то и читатель заражается нежела­нием героев признавать готовые решения.

В последующие годы  выходят повести: «Месяц диких коз», «Пелагеин муж», «Время скажет», «Нилка». Все они написаны на за­байкальском и сибирском материалах.

В1962 году вышла книга «Время скажет». В книге описаны со­бытия послевоенных лет у нас, в Забайкалье. Действия развиваются на глухих железнодорожных разъездах Могочинского района: Семиозёрное, Таптугары. Герои О. Хавкина простые и скромные люди, восстанавливающие народное хозяйство после Великой Отечествен­ной Войны.

В 1969 году вышел роман писателя - «У каменного моста». Мо­лодое искусство нового общества, героика строительства, колебания, поиски и ошибки, острейшие социальные схватки - жизнь советской молодёжи в двадцатые годы становится предметом исследования пи­сателя.

Роман интересен ещё и тем, что мы снова встречаемся в нём с Андреем Хромовым, учителем из Могочи, главным героем повести «Всегда вместе». Писатель рисует героя в юности, изображает слож­ный процесс становления человека -- подводит нас к зрелому Хромо­ву, отдающего свои знания и сердце школьникам.

В 1980 году вышла книга «Утро Большого БАМа». Позднее выходит книга «Зимник», о водителях трассы Могоча - Чара.

В 1984 год новый роман - «Надя с Хитрова острова». Этот роман тоже основан на нашем местном материале.

Крупным произведением О.А. Хавкина явился роман-хроника «Дело Бутиных». Роман написан увлекательно, читается с интересом. Читая роман, мы видим глубокие знания забайкальской разговорной речи, любовь автора к изумительной забайкальской природе.

О. Хавкин в романе-хронике исследует исторический процесс промышленного освоения обширнейших территорий на восточных окраинах нашей страны.

Владея разными литературными формами, О Хавкин пробует себя в разных жанрах. Это очерки, рассказы, стихи.

Интересна рукопись историко-мемуарного характера под на­званием «Дорогами памяти». В неё вошли очерки об А. Твардовском, А. Пришвине, Е. Петряеве, К. Седых и других выдающихся советских деятелей литературы и искусства.

Забайкалье - удивительный край. Невозможно жить в Забайка­лье и не интересоваться его историей.

«Особо мне хочется отметить мои немногочисленные, но дос­тавившие мне радость и удовольствие, работы по Забайкальскому ли­тературно- историческому краеведению, - пишет О. А. Хавкин, - это очерк о скульптуре И. Жукове, это работы, посвящённые биографии и творчеству Степана Шилова».

И всё так же обстоятельно, весомо, всё так же увлечённо, ибо неувлечённый писатель никогда не будет настоящим художником.

А какие прекрасные стихи у О. А Хавкина. Его стихи подкупают своей свежестью, живописностью, глубоким поэтическим чувством.

Могочинцы знали и любили этого тонкого лирика, влюблённого в солнечное Забайкалье.

Напевность, мелодическая мягкость тона - отличительные свойства его стихов. В них красота и очарование родной природы часто гармонически сливаются с образом дорогого и милого сущест­ва.

Через лес хмельной, как память.

Через синь, и желчь, и пламя

В глубь и в даль - ещё, ещё!

И лосиными губами

Осень ткнулась мне в плечо!

Лирический герой его стихов умеет остро видеть и чувствовать:

 

Семя бросай!

Семя бросай!

Во влажную землю, в чёрствую землю –

Семя бросай!

В светлую душу, в тёмную душу –

Семя бросай!

Семя бросил - к земле привались,

Семя бросил душе приклонись -     

Слушай!

Слушай: время идёт, 

День за днем, за годом год,

Семя в глубинах звенит и поёт.

Вырвется семя - семя взойдёт,

Вырвется семя - добром порастёт!

 

Запахами, звуками, красками нашего Могочинского лета пере­полнено его стихотворение

 

«Сарана».

 

Сарана растёт на скалах,

Сарана растет из скал -

На раскатистых увалах

И на диких перевалах, -

Там, где черт жену искал!

Сарана растет на кругах,

И в расщелинах сыпучих,

И среди лугов зыбучих -

Сарана!

То грядой уйдёт далеко,

То в раздол сойдет глубоко,

То гурьбой, то одиноко -

Высока,

Стройна. Крепка!

И гудит душой шмелиной,

И звенит весной пчелиной

Красный колокол цветка!

То она—

Сарана!

Впереди берёзы стала,

Из лесной шагнула тьмы,

Как вожак в рубахе алой,

Средь зелёной голытьбы!

Всё саранка - сарана! 

То нагорьем, то низовьем,

То вблизи, а то вдали

Словно капля алой крови

Из глубинных жил земли!

Сарана! Сарана!

Поднялась в траве зелёной,

Листья узкие вразлёт –

Будто в бой она зовёт!

Будто рваные знамёна

Здесь оставил пятый год.

И семнадцатый оставил,

И двадцатый разбросал

Там, где кровь поила травы,

Там, где бились между скал!

На машине грузовой—

И на вышке буровой —

Перед будкой машиниста -

Сарана!

Под окошкам тракториста -

Сарана!

Солнцем залитые дали,                   

Сосны синею стеной,

Приезжайте в Забайкалье

За саранкой - сараной!

 

Какой огромный философский смысл заложен в следующем стихотворении:          

 

Есть люди, видящие мир    

Легко и прямо,

Мир взвешен трезвыми людьми
Д
о миллиграмма.
По правде их толковый взгляд
Т
ак неразборчив!        

Ты должно быть смертельно рад,
Что видишь зорче.
Что не был ты прельщен ничуть
Житухой внешней,
Что мог страдая заглянуть,
В просвет нездешний.

В неведомые тайники

 Морей и суши,

Что открывал ключом строки

Сердца и души.

Ведь в том, что мы зовём судьбой

Есть власть былого:

Живая страсть, живая боль,

Живое слово.

 

Или: всё просто и ясно из «лирической тетради», без всяких комментариев:

Я падаю в небо

                     и в нежность,

На самое, самое дно.

Ты правду сказала, что

                     внешность         

            С душой

                     не всегда

                                 заодно.   

Ну, что мне с тобой    

                                 узкоглазой,

Остролицей, как ивовый

                                    лист.

А души сливаются

                               разом –

И прежде, чем руки

                              сплелись.

Огромный труд совершил наш писатель - земляк. На своё шес­тидесятилетие О. А Хавкин приезжал в Могочу.

До этого приезжал его друг и товарищ по перу читинский писа­тель В.Г. Никонов. Он выступил в редакции и по местному радио: «Писатель приедет на свою Родину, поклонится той земле, что дала ему творческие крылья. На них он взлетел в далекий полет. И пусть этот полет не кончается долго, долго…

Когда к тебе нагрянет старость,

И постучит в окно клюкой,  

Пусть люди скажут, не смущаясь,

Не проживает здесь такой.

А ты бери: свою котомку,

За пазуху съестной запас,

И дуй в ту самую сторонку,

Где и Макар телят не пас.

А в той сторонке светлозвонной

Хандре горбатой вопреки,

Поют, трепещут жаворонки,

Прохладой веют родники.  

Иди тайгой, иди долиной,

Лови тайменя, осетра.,

И жарь себе бока и спину

У долгожданного костра 

Где посиди с любимой книгой,

Где лесорубу помоги.

И дальше двигай.

Двигай! Двигай!          

Да так, чтоб всмятку 

                           сапоги!».

 

А в клубе им. В.В. Воровского города Могоча состоялась очередная встреча писателя со своими бывшими учениками, земляками.
Выступившая Е.В. Лоншакова (бывшая ученица О. А. Хавкина) сказала: «В этот радостный и приятный для нас день, день встречи с нашим любимым учителем, мы пришли поздравить его с юбилеем - 60-летием.     

Он нам дал много хорошего. Его труд не пропал даром, многие из нас вышли в люди. Из всех произведений нам близка повесть «Все­гда вместе». Для этой книги он взял героев из нашего класса. Такие учителя, как Оскар Адольфович, остаются в памяти навсегда...».

Выступающих было много.

Хавкин был частым гостем в Забайкалье, он верен был своей традиции. Посетил Могочу и в 1982 году.     Где бы он ни был, его везде считали своим писателем . Люди понимали и любили книги, написанные о таких же простых людях, как они сами.

«В каждую книгу надо вкладывать всё накопленное тобой» - та­ков писательский принцип О.А Хавкина И этому принципу он сле­довал всю жизнь. На встрече с могочинцами писатель сказал: «Каж­дый раз, когда приезжаю в Забайкалье, чувствую, что приезжаю в родные места. Когда я нахожусь в Москве, меня тянет снова в эти края, которые мне дороги, к тем людям, которых я полюбил. Это чувство какой-то потерянности, что я не увижу гор, тайги, людей, с которыми я сроднился.

Всегда с благодарностью вспоминаю о том дне 1938 года, когда я приехал в Забайкалье. Живя в Москве,  считаю себя забайкальцем. Забайкалье стало родиной моих детей».

И всегда, собираясь в Забайкалье, он вспоминал слова А. А. Фа­деева «А, дважды земляк! Здравствуйте!».

А дело было так.

Прошло с десяток или чуть более лет. Хавкин во главе читин­ской делегации встречал из первой поездки в КНР советских писателей. Вот как Хавкин описывает это в очерке, опубликованном на страницах газеты «Забайкальский рабочий»:

«Поздоровавшись со всеми, Фадеев, дойдя до меня, задержался:     

- Так, значит, вы всё же здесь! Ну как мне видится, мы с вами не ошиблись?

- Александр Александрович, неужели Вы помните меня?

Он улыбнулся удивительно ясной улыбкой:    

- Всё, что касается нашего завода, помню, будто вчера оттуда.

Помню и Солодовникова, и стариков, и каждый цех. Как видите, и Вас. Что вы успели?

... И я ответил наикратчайше: учительствовал, редактировал газету, написал книгу, вот встречаю вас по поручению писательской, органи­зации.

- Ну и хорошо. Вы теперь для меня дважды земляк! - он зарази­тельно засмеялся и пошёл с Симоновым к машине...».

Выло ещё несколько встреч у О. Хавкина с Фадеевым в Союзе писателей.

«И каждый раз он в ответ на моё приветствие произносил найденное им для меня однажды в читинском аэропорту дружелюбное определение: «А, дважды земляк! Здравствуйте!». И мне чудилось в этих словах и одобрение и поощрение...».

Забайкальский писатель, певец Могочинской земли, был верен своему принципу—весь жар своей души в каждом новом произведе­нии отдавать сполна. Таким он остался в памяти могочинцев. И это стихотворение О. А. Хавкина звучит как завещание нам, могочинцам:

Я хотел бы вечно жить в дороге,

Я хотел бы умереть в пути,

Чтобы все житейские тревоги 

Разом по раздолу разнести!

И пройдя все тыщи километров,         

Предназначенные мне судьбой,

Обернуться сумасшедшим ветром         

Над своею старою тропой.

Чтобы все живое растревожить,

Чтоб не дать покоя никому!

Я тебя на той тропе, быть может,

Встречу и дыханьем обниму!

 

В1993 году перестало биться большое и мудрое сердце этого удивительного человека. Не забыт в далекой Могоче «певец земли Могочинской», его книги в памяти и сердцах Могочинских читателей..

Прожив 81 год, Оскар Адольфович Хавкин посвятил много произведений Забайкалью, в которых отразилась его любовь к краю.

Бережно хранятся фотографии из личного архива писателя и его личная библиотека, переданная им в дар школе.

Hosted by uCoz